При тяжелых нарушениях речи многим детям показан логопедический массаж, который проводят логопеды на индивидуальных занятиях по коррекции речевого нарушения. Родители, как правило, не имеют специального образования, необходимого для его проведения, и поэтому я предлагаю вам приёмы самомассажа, которые можно использовать дома.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка, нормализует мышечный тонус.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
- Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
- Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
- В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
- Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
- Перед выполнением приемов самомассажа ребенок должен принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть на стульчике или находиться в положении лежа (например, в кроватке после сна). Взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его.
- Ребенок выполняет массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку.
- Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, кистей рук.
- Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Это любое соматическое или инфекционное заболевание. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог, а так же усталость или переедание.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки (кистью, пальцы сомкнуты);
Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях (несколько большая сила давления, чем при поглаживании, выполняется концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев);
Разминание - смещение тканей с захватом (для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание – 1-2 или 1-3 пальцами);
Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка.
Сегодня я покажу вам один из комплексов самомассажа, который я провожу на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а вам рекомендую проводить дома.
Сядьте удобно, расслабьтесь (тихая музыка), погреем ладошки. Начнем с мышц головы и шеи.
1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
9. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
10. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
11. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
12. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
13. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.
14. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
15. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
16. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
17. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
18. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3 — 5 раз (рис. 136).
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.
1. Игровой самомассаж ладошек "Малютка - карандашик".
Выполнение: карандаши раскатываются между ладошками движениями вперёд-назад со словами:
«Я — малютка-карандашик. Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал, то с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт! Ну а я — наоборот!»
2. Игровой самомассаж ладошек с использованием шишек или су-джоков.
Выполнение: предметы раскатываются круговыми движениями между ладошками. Одновременно дети произносят слова:
«Прыг да скок – бежит зайчишка.
Прилетела сверху шишка.
Зайку щёлк! по голове.
Сразу шишек стало две».
3. Игровой самомассаж с использованием массажных мячиков.
Выполнение: мячики прокатываются либо ладошкой по столу в разных направления, либо между двумя ладошками. Дети произносят слова:
«Мячик, мячик, прыг да скок. Улетел под потолок.
Высоко взлетел, упал. В руки мячик я поймал».
4. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
4. Игровой самомассаж пальчиков с прищепками "Котёнок - малыш".
Выполнение: пальчики по очереди слегка прищипываются прищепкой со словами:
«Больно кусает котёнок - малыш!
Он думает это не пальчик, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
5. Игровой самомассаж "Ёжик".
Выполнение: ладошками выполняются скользящие движения по поверхности массажного коврика с резиновыми шипами. Слова:
«Ежик мчался по дорожке. А за ним бежал Сережка.
Протянул Сережка ручку – ёжик выставил колючку:
«Осторожнее малыш! Я ведь ежик, а не мышь!»
Буду очень рада, если эти упражнения вам пригодятся.
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Тарасова Инна Геннадьевна.